Так ли важно рисование в жизни ребенка?

Мы до сих пор мало знаем и, скорее всего, недооцениваем возможности индивидуального контакта человека с искусством, его влияние на отдельную личность.

Удивительное явление искусстварисование в детстве. Каждый ребенок в определенный период жизни с упоением рисует грандиозные композиции. Правда, как свидетельствует жизнь, увлечение это проходит и навсегда. Верными рисованию остаются только художественно одаренные дети. Но с 2-3 лет и до подросткового возраста дети в своих рисунках обязательно проходят стадии «каракулей», «головоногов».

Зачем и почему дети рисуют? В начале жизни особенно важно развитие зрения и движения. Рисование на первых порах помогает координировать работу этих систем. Ребенок переходит от хаотического восприятия пространства к усвоению таких понятий, как вертикаль, горизонталь; отсюда и линейность первых детских рисунков. Рисование участвует в конструировании зрительных образов, помогает овладеть формами, развивает чувственно-двигательную координацию. Дети постигают свойства материалов, обучаются движениям, необходимым для создания тех или иных форм и линий. Все это приводит к постепенному осмыслению окружающего.

Рисованиебольшая и серьезная работа для ребенка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Взрослых удивляет то, что спустя продолжительное время ребенок всегда точно указывает, что и где именно изображено на листе, покрытом, казалось бы, случайным переплетением линий и закорючек. Суть в том, что дети, как иногда кажется окружающим, вовсе не безразличны к своему творчеству. И эта эстетическая значимость собственной изобразительной деятельности проявляется рано: детям нравятся свои рисунки больше, чем образец, с которого они рисовали.

     Известный педагог И. Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит». По мнению многих ученых, детское рисование участвует и в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга. Координируется и абстрактно-логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие. Здесь особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. И рисование предоставляет ему эту возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает, несмотря на нехватку слов.

Большинство специалистов – и психологов, и педагогов – сходятся во мнении: детское рисование – один из видов аналитико-синтетического мышления: рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками (очки, борода), отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нем. Вот почему, по мнению ученых, рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать.

Будучи на прямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой. Помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире. Наконец, рисование – это важный информационный и коммуникативный канал.

 

Наблюдение за детским творчеством в домашних условиях

Рисунок является одним из многих видов детской деятельности. Он относится к группе изделий, которые можно определить, как художественные произведения. К ним относятся рисунки, пластилиновые фигурки, вырезки из бумаги, поделки из бросового и природного материала. Анализ рисунков и других художественных изделий ребёнка даёт родителям интересный материал об общем развитии и способностях их детей.

Что можно узнать о ребёнке на основе его рисунков, аппликаций и лепки?

Качество исполнения говорит об отношении ребёнка к труду (аккуратность или небрежность). По качеству можно судить и о развитии художественных способностей, учитывая возраст ребёнка.

Анализируя рисунки детей, следует обращать внимание на способ изображения форм, их пропорции, подбор красок и размещение на плоскости отдельных элементов.

Произведение художественного творчества ребёнка можно рассматривать с двух точек зрения:
  • Знания ребёнка о тех предметах, ситуациях, событиях, которые он пытается изобразить;
  • Способ изображения.

Между этими двумя сторонами творчества могут быть большие расхождения. Например, ребёнок неплохо ориентируется в строении человеческого тела, но не умеет выразить их в рисунке. В младшем возрасте, детском саду и начальных классах школы, ребёнка не волнует отсутствие способностей: он рисует так, как умеет. Ребёнок постарше, настроенный самокритично, неохотно рисует то, что не может изобразить именно так, как ему того хотелось бы. Поэтому, многие подростки не любят рисовать.

При анализе качества рисунков надо иметь в виду причины, которые вызвали те или иные недостатки: слабое знание того, что изображалось (зависит от запаса сведений, а иногда – от общего уровня умственного развития), или же неумение представить на рисунке характерные черты предмета (что говорит о неумении наблюдать).

На основе анализа рисунка можно судить о наблюдательности ребёнка, о его умении видеть мир.

Содержание рисунков – это отражение интересов ребёнка.

О наклонностях ребёнка к художественному творчеству можно судить по количеству работ, выполненных дома, в свободное время.

Постройки, возводимые детьми из песка и щепок, могут рассказать об интересах, о старательности и терпении, об отношении к порядку, о развитии воображения, особенно пространственного и об общем умственном развитии.

В работах отражается знание об окружающей действительности и отношение к ней.

Особенно нужно обращать внимание на начало и конец работы. Только начатые и тут же брошенные дела скажут о трудолюбии и усидчивости.

Изучение интересов ребёнка должно стать одним из исходных пунктов его воспитания.

Ребёнок многое делает вначале ради удовольствия, для забавы, потом для удовлетворения своих желаний, а в дальнейшем из-за потребности в созидании. Когда он вырастет и станет взрослым человеком, он будет создавать ценности, полезные ему и другим людям. А может и не будет, а может быть наоборот станет разрушать всё прекрасное, созданное другими людьми. И в первую очередь от родителей зависит, каким будет этот взрослый человек.

Развитие речи на занятиях по ИЗО

Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Ведь не случайно ребенок, как писала Н. К. Крупская, очень рано начинает стремится самыми разнообразными способами выразить полученные им впечатления: движение, словами, мимикой. Надо дать возможность ему, расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: пластилин для лепки, карандаши и бумагу, материал для построек, научить, как обращаться с этим материалом.

Значение рисования и конструирования велико и многогранно.

Изобразительная деятельность выступает как специфическое средство познания деятельности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей.

В свою очередь умственное воспитание ребенка тесным образом связанно с развитием речи.

На занятиях ИЗО деятельности детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи.

Ребенок может знакомиться с названиями предметов, действий, которые не производит с предметами, различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий.

Первым шагом в развитии понимания речи на занятиях изобразительной деятельностью является усвоение назывательной функции слова: все, что находится вокруг ребенка, все, что он делает и как делает, получает названия. Для того чтобы слово – название стало словом – понятием, на него надо выработать большое число различных условных связей, в том числе двигательных.

Разнообразный материал (наглядный), который периодически меняется, помогает уточнить понимание названий предметов.

Слово помогает ребенку в познании всех сторон изобразительной деятельности, осмысление процессов изображения.

В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или и иной предложенной деятельности.

Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи и тем, что при осуществлении легко можно создать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Проблемные ситуации формируют коммуникативную направленность речи. Так, если кому – то из детей специально «забыть» положить лист бумаги, кисть или карандаши, ребенок вынужден просить недостающее, т. е. проявлять речевую инициативу.

Ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что также оказывает положительное влияние на развитие речи. Продуктивная деятельность благоприятна для развития речи, прежде всего тем, что ребенок сам непосредственно действует с предметами.

Огромное влияние этого фактора на развитие речи ребенка отмечено М.М. Кольцовой. В описанных его опытах дети раннего возраста почти в два раза быстрее начинают реагировать на слово, обозначающее предмет, если имеем возможность этим предметом манипулировать. Обеспечить связь слова с предметом легче, чем связь слова с действием: можно показать сам предмет, игрушку или муляж.

В изобразительной деятельности это происходит естественно, поскольку ребенок сам выполняет разнообразные действия. Например: взял карандаш, прижал тряпочку, веду линию, рисую мяч. При специальном обучении дети хорошо усваивают определенную цепь последовательных действий; характерных для изобразительной деятельности. Это способствует развитию речи – правильному пониманию и выполнению инструкции типа: «Нарисуй дорожку, шар». Именно на этих занятиях дети хорошо усваивают последовательность действий и причинно – следственную взаимосвязь различных действий и явлений: «Кисточка грязная. Моем грязную кисть. Кисточка стала чистая».

Действия детей, оречевленные в ИЗО и конструктивной деятельности становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, ритмичными, регулируемыми.

Выполняя повторяющие движения в рисовании (штрихи, мазки, линии), дети любят сопровождать их речью в такт движениям руки: топ – топ — («следы»), кап – кап – («Дождик идет»): оживляют свои выполненные работы. Это также следует использовать для развития разных сторон речи.

Изобразительная деятельность и конструирование позволяют решать коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать такие положительные качества, как самостоятельность и целенаправленность в выполнении работы, усидчивость и настойчивость, умение довести работу до конца, аккуратность.

Положительная оценка, похвала, одобрение побуждают к дальнейшим положительным действиям. На занятиях по изобразительной деятельности и конструированию решаются специальные задачи по развитию речи детей, обогащается словарь, совершенствуется разговорная речь, подготавливается появление связной речи.

4 092 комментария: Советы преподавателя ИЗО